Профилактическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися суицидальной направленности
Ведущие задачи психологического вмешательства при суицидальном поведении:
- формирование мотивации на социально-психологическую адаптацию;
- стимулирование положительных личностных изменений;
- поскольку суициды – это крайняя форма девиантного поведения, необходима коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения и развитие тех положительных качеств, которые у личности либо слабо выражены либо отсутствуют вовсе;
- создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или «выздоровления».
Существуют различные формы психопрофилактической работы:
Первая форма – организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций (т. е., воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности). Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к суицидам в молодежной среде; через социальную рекламу по формированию установок на ценность жизни, ее здоровый образ и трезвость; работа с молодежной субкультурой. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (учреждение образования, учебная группа) или конкретная личность.
Вторая форма – информирование. Это работа в форме психологического просвещения в виде лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.
Третья форма – активное обучение социально-важным навыкам. Данная модель реализуется в форме индивидуальных занятий и все же преимущественно групповых тренингов. Из них в настоящее время распространены следующие виды:
- Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе него изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т. д.
- Социально-психологический тренинг по формированию ответственного поведения за свою жизнь и здоровье. В ходе коррекционно-развивающей работы предполагается гармонизация и оптимизация эмоционального состояния и системы самоотношения участников социально-психологического тренинга, овладение способами взаимодействия с социальным окружением и самим собой, достижение внутренней согласованности, стабилизация позитивной самооценки, повышение стрессоустойчивости и уверенности участников в себе.
- Тренинг ассертивности, или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что отклоняющееся поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.
- Тренинг формирования жизненных навыков. Прежде всего, это развитие умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, а также способности принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.
В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.
Четвертая форма – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике (повышение самооценки или интеграция в референтную среду). Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество и т. д.
В случае психологической коррекции отклоняющегося поведения используются все известные методы психологического воздействия, часто те же, что и в психопрофилактической работе. Ведущими методами коррекционно-развивающей работы с учащимися суицидальной направленности являются интерактивные игры и упражнения, психологическое консультирование и просвещение, психологический тренинг.